Какое CRM решение использовать?

Отдельное решение или часть ERP-системы.

В этой статье мы рассмотрим два варианта использования CRM - как отдельный продукт и как часть ERP-системы. Не будем говорить о плюсах и минусах CRM, о необходимости ее внедрения - об этом уже много написано и очевиден тот факт, что CRM-система жизненно необходима для современных клиентоориентированных компаний. Мы попытаемся понять, удобно ли использовать CRM как самодостаточный, независимый продукт или нет.

CRM-система как отдельное решение

CRM позволяет автоматизировать отдел продаж, формализованная и правильно настроенная воронка продаж не позволит менеджеру забыть о клиенте - общение с клиентом становится своевременным и качественным, что, в свою очередь, положительно влияет на имидж и конкурентоспособность компании на рынке. Плюсы и необходимость внедрения CRM-системы очевидны, но давайте посмотрим на нее в контексте всех процессов компании на примере оптовой торговли.

В самом минимальном варианте оптовая компания включает в себя следующие компоненты:

  1. Отдел продаж (сбыта)

  2. Отдел закупок

  3. Склад

  4. Бухгалтерия

отдельная CRM-система

Это самый простой пример - купил, привез на склад, продал. CRM позволит автоматизировать только первый пункт - отдел продаж. А как же нам вести учет на складе? Как планировать закупки? И, собственно, как оценить финансовый результат деятельности?

Конечно можно использовать дополнительно складскую программу, а взаиморасчеты вести в 1С, отдел закупок будет планировать пополнение склада в зависимости от его состояния - бизнес будет работать. Но в этом случае, к сожалению, мы получаем практически изолированные друг от друга отделы, каждый со своим решением, что увеличивает количество ошибок и время коммуникации между ними. Бизнес с расширением становится все менее прозрачным и более неповоротливым. 

Как этого избежать? Давайте попробуем посмотреть на CRM не как на отдельную систему, а как на составную часть чего-то большего. Часть ERP-системы.

CRM как часть ERP-системы

Итак мы поняли, что CRM - это только начало бизнес-цепочки, вершина айсберга под названием "Компания". Что же нам делать? Как обеспечить автоматизацию и прозрачность всех процессов компании и не получить в результате зоопарк программ и кучу IT-специалистов для их обслуживания?

Для решения таких проблем существуют ERP-системы, частью которых является CRM.

Одной из лучших ERP для малого и среднего бизнеса, которая включает в себя функциональную CRM-систему является Odoo. Эта система уже зарекомендовала себя в Европейских странах и сейчас покоряет Россию. Odoo - модульная система, каждый модуль отвечает за автоматизацию какого-либо бизнес-процесса (продажи, закупки и т.д.) и тесно интегрирован с другими модулями. В итоге эти модули позволяют объединить в едином информационном пространстве все отделы компании.

отдельная CRM-система

ERP - это прежде всего возможность для объединения всех бизнес-процессов компании в одной системе. Наиболее значимые преимущества ERP-системы:

  • Доступность данных - один раз внесенные данные доступны сразу во всей системе, всем отделам.

  • Согласованность данных - использование общей базы данных позволяет исключить этап сверки и согласования данных. Например по результатам продаж автоматически формируются отгрузочные документы и изменяется состояние склада. Этой информацией пользуется отдел закупок - не нужно ее согласовывать и уточнять, она уже есть в системе.

  • Контроль за работой сотрудников - общая база исключает вероятность многих злоупотреблений, руководитель в реальном времени может выявить какие-либо расхождения и причины, вызвавшие их.

  • Снижение количества ошибок, связанных с человеческим фактором - к примеру, система не позволить списать товарную позицию не с того склада, так как его состояние одновременно доступно всем пользователям системы. В бухгалтерию будут поступать счета для оплаты, выставленные отделом продаж и наоборот - отдел продаж будет видеть, оплачены ли выставленные ими счета в режиме реального времени.

  • Готовый набор объединенных между собой инструментов и отчетов - все модули в системе взаимосвязаны, все процессы настроены, единая информационная база - бизнес становиться прозрачным, анализируемым, в разы уменьшается количество различных согласований и сверок.

Получается, что с помощью ERP-системы мы сможем закрыть все потребности автоматизации для компании из примера, приведенного выше.

Что же выбрать?

В итоге мы поняли, что CRM-система покрывает только часть бизнес-процессов компании. Чтобы полноценно автоматизировать  все процессы в компании, одной CRM мало. Дальнейший выбор за вами - использовать несколько инструментов и в дальнейшем (с ростом компании) пытаться их интегрировать между собой, либо объединить весь учет в одной системе. 

Пока компания небольшая, она, конечно, может обойтись и без ERP-системы. Если все сотрудники компании работают в одном офисе, они всегда могут скоординировать действия между собой, заказы формировать на основе данных из CRM в 1С или Excel-таблицах.

В условиях же среднего бизнеса, когда у компании есть несколько подразделений или филиалов,  или есть свое производство, оперативный обмен данными в единой базе становится обязателен. Критично важно, чтобы вся информация собиралась максимально быстро, производились своевременные закупки для обеспечения обязательств перед заказчиками, а также вносились оперативные изменения в планы продаж, производства и поставок.

отдельная CRM-система

Наша компания оказывает услуги по внедрению ERP-системы Odoo, консультации по ее использованию в бизнесе, доработки системы до бизнес-требований заказчиков для сохранения индивидуальности компании на рынке. Если Вас заинтересовала возможность автоматизации Вашего бизнеса с помощью современной ERP-системы - обращайтесь, мы поможем. Отправьте запрос, мы свяжемся с Вами и расскажем о возможностях системы.

Отправить запрос