Система продаж в Odoo основывается на четырех больших функциональных блоках:
блок CRM
блок Продажи
блок Розница
блок eCommerce
В одной статье рассматривать все блоки непрактично, они содержат достаточно большой функционал, поэтому сегодня рассмотрим два первых блока, а Розницу и eCommerce-продажи рассмотрим в следующих статьях.
Идея, заложенная в систему продаж Odoo состоит в следующем:
1. Сначала идет работа в CRM-системе. Создается Лид (с формы на сайте, Email или вручную) и идет по настроенной воронке продаж. В Odoo есть возможность создавать неограниченное количество воронок (в терминологии системы это Команда Продаж), в каждой воронке можно создать свои уникальные этапы продажи.
2. На определенном этапе воронки необходимо отправить коммерческое предложение. Создать его можно сделать прямо из Лида и отправить потенциальному заказчику на Email. Коммерческих предложений можно создавать несколько, все они будут доступны для просмотра и редактирования из формы Лида.
3. Если одно из коммерческих предложений устроило потенциального заказчика, оно преобразуется в Заказ Продажи. По сути Заказ Продаж и Коммерческое Предложение - это один и тот же документ в разных статусах. Заказы Продаж также доступны для просмотра из формы Лида.
4. После преобразования Коммерческого Предложения в Заказ Продажи, автоматически создается черновик документа на отгрузку. Он создается только на складируемые продукты (услуги мы не отгружаем). Дальнейшая работа с документом отгрузки происходит в блоке "Склад". Черновик отгрузки необходимо утвердить и исполнить. Отгружать можно все сразу или частями, по мере поступления товаров на склад.
5. Становится доступным функционал выставления Счета. Счет мы можем выставить как на всю сумму Заказа, так и на какую-то его часть (авансовый платеж). Есть возможность выставления счета только на отгруженный товар. Далее работа со Счетом происходит в блоке "Финансы". Счет необходимо утвердить и зафиксировать оплату. Фиксировать оплату можно частями и на различные счета (наличные, банк, какие-либо электронные способы оплаты)
Такая схема продаж очень хорошо масштабируется. То есть в Odoo сможет работать как индивидуальный предприниматель без работников, так и крупная оптовая компания с несколькими филиалами, с жесткими разграничениями уровней и прав доступа.
Далее мы опишем основные возможности блока продаж:
- Прайс-листы с гибким формированием цен. Можно назначать свой прайс-лист каждому контрагенту
- Начиная с 13-ой версии Odoo в Продажах появились Купоны и Акции
- Портал клиента. В портале видны все продажи и счета клиента, а также есть возможность онлайн оплаты выставленных счетов
- Варианты продуктов и визуальный конфигуратор для подбора варианта в Заказе Продажи
- Скидки, единицы измерения товаров, стоимость доставки, установка предупреждений на клиентов и многое другое...